Блог о графическом дизайне: айдентика новых брендов, интересные редизайны, работы известных студий.
Тут же вы можете детально ознакомиться с процессом создания логотипов в Логологике.
В летний сезон заказчики обычно проявляют неожиданную реакцию на жаркую погоду, они морозятся, поэтому первая статья в моем блоге будет совсем не о том, о чем я планировал.
За неимением новых завершенных проектов к моменту написания этой статьи искать материалы для нее я отправился в самые жуткие и мрачные задворки рунета, куда к ночи я заглядывать не советую, а именно в раздел конкурсов на фриланс.ру.
В этой статье я расскажу не только о том, как создаётся дизайн логотипа, но и о том, что такое дизайн-конкурсы в интернете и стоит ли в них участвовать.
Каждый дизайнер, знакомый с фрилансом, знает про конкурсы и имеет по этому поводу свое мнение. Самые распространённые - «конкурсы это зло», «сбор идей», и «я в них не участвую».
Но давайте будем объективными, и взглянем на предмет со стороны заказчика.
Вот он публикует конкурс, платит за это копеечку, выделяет бюджет больше, по сравнению с теми, что он видит на главной странице сайта фриланса, и ждёт.
Первое, что он видит – огромное количество плюсиков, которыми комментируют его проект фрилансеры, таким образом занимающие место в проекте повыше. Половина плюсиков так никогда и не превратятся в работы.
Через некоторое время, иногда даже через несколько минут(!), начинают появляться работы. Этот поток полон трехминутными набросками, иногда карандашными, всевозможными акцидентными шрифтами со сборников, выходивших в девяностые на компактах. Часто работы сделаны без прочтения технического задания, название неправильно интерпретировано, допущены орфографические ошибки.
Некоторые исполнители начинают троллить заказчика, другие пытаются продать откровенно нулевые работы, вводя заказчика в заблуждение: «Мы студия швейцарского минималистического дизайна, наш офис на Елисейских полях и т.д.». Кто-то откровенно хамит. Конечно, особенно оголтелых можно заблокировать и стереть их сообщения, но настроение бывает уже подпорчено.
На весь конкурс обычно бывает не больше двух-трех неплохих работ. Если заказчик просит авторов этих работ внести изменения, они нередко оказываются: «У меня и так лучшая работа, зачем открывать иллюстратор (или фотошоп, или пайнт) второй раз».
В итоге заказчик имеет две-три работы, ни одна из которых полностью не удовлетворяет его требованиям.
Возможно, если воспринимать участие в конкурсе более серьезно, относиться к организатору конкурса как к клиенту, потратить на работу хотя бы не один день, то и результат будет другим? Давайте проверим.
Пролистав открытые конкурсы, я выбрал один, как мне показалось, наиболее интересный, и к тому же подходящий по срокам. Сумма вознаграждения в стопицот рублей в расчет не бралась, хотя на сегодня такой бюджет для конкурса на фрилансе считается нормальным, даже выше среднего. Тем более, что справа написано, что бюджет рассчитан на «исполнителей высокого класса». Раз написано, значит нужно участвовать.
«Скриншот условий конкурса»
Идея для знака родилась сразу же после прочтения названия будущего бренда (в котором допущена ошибка) и пояснений заказчика. При описательном названии лучшим решением будет рисовать то, что оно описывает. В данном случае это «вкусная коробка».
Стоит отметить, что шанс продать неординарную идею в рамках конкурса практически равен нулю. Используя для знака ассоциацию второго или третьего уровня, вы рискуете оказаться непонятым, а не имея прямого контакта с заказчиком, у вас нет возможности пояснить свой ход мыслей. Поэтому «топофмайндовая» идея – лучший выбор для конкурса.
Логическое обоснование знака чрезвычайно простое. Есть коробка, как основной отличительный признак блюд, производимых и доставляемых клиентом, к тому же коробка вкусная. Ясно, что вкусом отличается не сама коробка, а ее содержимое, которое может быть разным. Значит, обойтись только образом коробки не получится.
Мимика человеческого лица отлично выражает приятный вкус, удовольствие от поедания вкусной еды. Напрашивается очевидное решение - персонифицировать коробку.
Коробка будет головой, со ртом и языком. Глаза рисовать не буду, так как они в требуемом мимическом выражении не играют роли. В дизайне логотипов советую руководствоваться правилом «отсекай все лишнее». Если в логотипе есть деталь, которую можно без особых потерь убрать – убирайте.
«Первый набросок идеи»
Неплохо. Не обращая внимания на шрифтовую часть, сразу отрисовываю знак в вектор. Поскольку работа для конкурса, я решил использовать наборный шрифт. Как выяснилось позже, схалтурить не получилось.
«Поиск графики знака»
Покрутив знак в течение дня, я нахожу удачный ход, которого не было в эскизе - выявить форму коробки с помощью светотени. Под вопросом остался цвет знака, обводка, и шрифт логотипа. Следующий подход к логотипу делаю уже на следующий день.
Даже если идея для знака пришла легко, и она очень проста в реализации, я всё равно советую не показывать заказчику логотип в тот же день. Обычно в процессе работы глаз «замыливается», и свежий взгляд на логотип на следующий день может помочь существенно улучшить графику и композицию логотипа. А возможно, вас посетит другая, «более лучшая» идея.
За второй подход немного меняю знак и подбираю подходящий, по моему мнению, шрифт.
Так как обводку можно убрать без потерь, я решил обойтись без нее. Можно публиковать.
«Публикую логотип в конкурсе»
Через несколько дней вижу ответную реакцию заказчика.
Реакция, конечно, не лучшая. Я понимаю, что доработать логотип просто необходимо. Чтобы щелкнуло. Кроме моей, заказчик отмечает еще две работы. Остальным пишет: «не то».
Знак менять смысла нет, идея удачная, работаю со шрифтом.
Подбор шрифта к знаку является одной из самых сложных задач для начинающих, и не очень начинающих, дизайнеров. Чтобы шрифт гармонично дополнял знак, необходимо учесть множество факторов, относящихся не только к графике знака, но и такие субъективные моменты, как, например, популярность и новизна шрифта.
Более тонкий и продуктивный способ – начертить буквы для логотипа собственноручно, опираясь на графику знака. Даже если самодельный шрифт логотипа будет менее качественным, чем шрифты известных студий, он добавит работе неповторимый характер.
Идея шрифтового решения тоже возникла сразу, видимо потому что за прошедшие несколько дней образ логотипа уже мысленно сформировался. Не откладывая дело в долгий ящик, рисую быстрый набросок:
«Первая итерация логотипа»
На следующий день перерисовываю логотип…
«Вторая итерация логотипа»
… и еще раз.
«Третья итерация»
Стало достаточно аккуратно, можно обводить в вектор.
«Шрифтовая часть в кривых»
Корректирую логотип, исходя из соображений графической привлекательности, смотрю чтобы толщины букв были примерно одинаковыми, плотность надписи равномерной. Собираю композицию из знака и логотипа. Незначительно корректирую цветовую схему. Теперь логотип выглядит интереснее.
Есть проблемы со шрифтом, букву «s» сдавило соседями, пластика шапки у «T» выглядит натянутой, «Tasty» прилипло к «Pac», но исправить эти недочёты можно в случае победы.
Делаю несколько шотов для заказчика, прямой, инверсию, двуцвет и черно-белые варианты.
Если вам довелось участвовать в конкурсе, уделите час времени на подготовку вариаций логотипа и на подачу. Заказчик лучше оценит ваш дизайн, если увидит, как он смотрится в разных вариациях: полноцвет, в два цвета, ч/б.
Публикую. До завершения конкурса остается 1 день.
Наступает долгожданный день объявления победителей.
Понедельник проходит, но победители так и не выбраны, хотя заказчик периодически появляется на сайте. Наступает вторник, а в проекте все так же написано – «победитель будет объявлен в понедельник». Тут я понимаю, что нельзя просто так взять и выиграть в конкурсе.
Никакого механизма, гарантирующего, что победители будут названы - нет, табличка со сроками конкурса просто вводит участников в заблуждение. Даже если ваша работа лучше других, это совершенно не значит, что у вас высокие шансы на победу, ведь победителей может просто не быть.
Конечно, я хотел писать о процессе создания логотипа, принятого заказчиком и ушедшего в тираж, но тогда картина о конкурсах сложилась бы статистически неверная. Только в трети завершенных конкурсов объявлены победители. Часто после завершения конкурса без победителей, через пару дней тот же заказчик публикует второй, с таким же заданием, и пишет – «мы не смогли определиться в прошлый раз, поэтому увеличиваем бюджет до такой-то суммы и ждём новых работ». Как можно говорить об увеличении бюджета, если его выплата ничем не гарантирована, как не гарантировано и соблюдение сроков?
Кому же выгодны конкурсы? Фрилансеру? Нет, так как выплата вознаграждения в конкурсе не гарантирована. Заказчику? Вряд ли, ему нужно заранее оплатить публикацию конкурса, при этом никто не обещает ему, что будет хоть одна хорошая работа. Конкурсы выгодны только владельцам площадки, на которой они проводятся. Фактически, владельцы площадок обманывают как заказчиков, так и исполнителей, собирая с заказчиков плату за публикацию конкурса, а с исполнителей бесплатный труд, не обеспечивая никаких гарантий ни тем, ни другим.
На этой положительной ноте я прощаюсь с вами, следующая статья выйдет ровно через две недели и будет еще интереснее.
Карта ассоциаций
Logologika.ru начал работу
Хочу отметить в вашем блоге глюки с системой комментирования, Владимир. При авторизации с твиттера авторизация сбрасывается, затем программный код отображается в тексте поста. А по теме статьи - всё сказанное вами верно для Free-lance.ru, решения руководства которой подчас просто абсурдны. Круг получается замкнутый - ни чем не обеспеченные конкурсы, в которых участвуют неумелые новички -> нет хороших работ -> заказчику нечего выбрать -> администрация ресурса не "заставляет" заказчиков резервировать средства. Участвовать в конкурсах можно у конкурентов - freelance.ru, где бюджет конкурса резервируется и гарантированно будет выплачен. Либо на зарубежных ресурсах - 99designs или wilogo, они в этом смысле порядочнее российских коллег.